КАРТА САЙТА

Гидроблок. Клапанная плита. Гидроплита. Блок клапанов АКПП. Блок управления.

Для чего служит Гидроблок в АКПП ("Мозги")

мозги Соннакса

 - Типичные неисправности гидроблоков
 -  Неисправности гидроблока
 Что такое TCM и ECU?
 - Ремонт платы или гидроблока
 Для чего нужен Гидроблок в АКПП
 О проблемах соленоидов

 Гидравлическая клапанная плита (Valve Body, гидроблок, блок клапанов) это гидро-"диспетчер", узел коробки передач, состоящий из клапанов, соленоидов, датчиков, аккумуляторов и соединяющих их каналов.

Гидроблок управляется с помощью электросигналов от компьютера и распределяет\направляет давление масла от маслонасоса в нужный барабан сцепления для переключения передач в АКПП и блокировки гидротрансформатора

Можно сказать, что гидроблок исполняет роли - нашей ноги, нажимающей на педаль сцепления и 

гидроблок в разрезе

- нашей руки, переключающей рычаг КПП,

- кроме того он еще является самим таким рычагом

а также еще и мозгомпередающим команды рукам и ногам.

Отработанные до автоматизма движения автогонщика, мгновенно и безошибочно переключающего передачи вверх или вниз - так запрограммированы "мозги" АКПП и по самому эффективному и экономичному сценарию производятся переключения: выжимание сцепления работающего пакета фрикционов - выравнивание скоростей валов - включение сцепления следующей скорости.

Вся технология переключения на другую скорость отработана конструкторами настолько идеально, что разрыв мощности в самых интеллектуальных 6-ти... 8-ми ступенчатых автоматах при разгоне составляет менее 0.2 секунды. То есть практически бесступенчато. 

Настройки компьютера отрегулированы для экономии топлива и оптимизации разгонов таким образом, что водитель может в самых нагруженных и агрессивных режимах выжимать из мотора максимум его возможностей. И малейшие залипания забитых грязью (или изношенных) клапанов приводят сначала к толчкам при переключении а позже и вообще к проскальзыванию сцепления.

Почему Гидроблок АКПП называют - "Мозги"? 
мозги Гидравлическая клапанная плита на профессиональном сленге действительно называется - "Мозги".

Отчасти это потому, что чисто внешне напоминает мозг с его извилинами. Отчасти - потому, что в 20-м веке гидроблок выполнял функцию "мозга" автомобиля, принимая решения: когда и какому узлу нужно включаться в работу. Действительно, гидроблок был настоящим мозгом гидравлически управляемой трансмиссии, управляя переключениями с помощью простых механических устройств вроде Говерноров (сравните: "гувернер" - управляющий хозяйством).

И тот гидроблок гидравлических АКПП 1980-х аыполнял функции мозга ящеров или рыб. С приходом электроники и электроклапанов-соленоидов, настоящим "мозгом" стал не гидроблок, а ЭБУ (электронный блок управления). А гидроблок стал чем-то вроде "спинного мозга". Объединившись вместе с ЭБУ - компьютером АКПП, гидроблок АКПП является настоящим мозгом трансмиссии.

 TCM, ECU, PCM  и Гидроблок (Valve Body) - в чем разница?
Мехатроник

"Мозги" АКПП состоят из двух важных узлов:

- Электронный блок управления трансмиссии (ЭБУ или ТСМ-анг.- transmission control module - слева - желтый блок) и

- Гидравлическая клапанная плита (valve body, на картинке слева - внизу серая клапанная плита).

И между клапанными плитами - самая капризная деталь, требующая замены - прокладка гидроблока.

Первый (ЭБУ) работает электрическим током и импульсами-командами (как кора головного мозга  - посредством нейронов) основываясь на информации от датчиков-сенсоров, а второй (Гидроплита) - работает гидравлическим маслом - "снабжает кровью и вырабатывает химию гормонов", управляя всем организмом.

Раньше ЭБУ находился под капотом или под панелью автомобиля. А с начала века стало принято соединять капризную электронику с гидроплитой внутри АКПП, где рабочая температура считается стабильнее.

То есть интеллектуальный мозг (ЭБУ) АКПП соединился с гидравлическим мозгом (клапанной плитой). Это позволило упростить конструкцию АКПП, но усложнило задачу производителям электроники.

Но это еще не весь "мозг" автомобиля. Существует еще "головной" мозг всей машины - ECU (Engine Control Unit или Module). Некоторые рисковые автопроизводители объединили все компьютеры в один и назвали его по-американски Powertrain Control Module.

Это - "мозги" всего автомобиля. Вернее это сочетание "головного мозга" (ECU), управляющего двигателем и всей машиной и "спинного мозга" (TCM), управляющего АКПП. 


Типичные неисправности гидроблоков
.

Гидромеханические клапанные плиты обладают весьма отработанной и надежной конструкцией и честно служиат весь долгий срок жизни автомобиля не обращая на себя внимание по 15-30 лет. Основной проблемой гидроблоков долгие годы является "старость" отдельных элементов и грязь каналов-"атеросклероз":

- забившиеся фрикционной грязью клапаны, золотники и плунжеры, которые не дают пружинам возвращать клапан на место или соленоидам открывать этот клапан, (очистка решает эти проблемы) 

- процарапанные металлическим "мусором" поверхности каналов, муфт, золотников износ и протечки масла через них, (проверяется оборудованием Соннакс - №100301.) 

- износившиеся расходники: ослабевшие пружины, возвращающие плунжер на место, рассыпающиеся бумажные прокладки или изношенные металлические прокладки, шарики, забитые грязью фильтры, задубевшая резина колец и т.д. (замена расходников решает большинство проблем).

гармошка гидроблокаДля переборки очень помогает самодельный или специальный поддон (100301) для сортировки и хранения деталей гидроблока.

Самодельный одноразовый поддон (обычно 2 штуки) делают из плотного картона, изгибая из него "гармошку", в меха которой складывают детали в том порядке, в каком они стояли в гидроблоке.

гидроплита с клапанамиремонт гидроблока

Неисправности соленоидов - электроклапанов. (Подробнее).

Проверяются диагностическим оборудованием (сопротивление, срабатывание, износ...). Промываются, ремонтируются с заменой втулок или заменяются полностью.

Неисправности соленоидов - подробнее здесь.

 соленоид 01М

Лада Гранта мануалНеисправность датчиков.  Перегреваются, забиваются намагниченной пылью из масла, перегорают... Легко лечится или очисткой датчиков или заменой, если замер сопротивления указывает на эту неисправность. На странице каждой АКПП, где встречается такая проблема, есть таблица нормального сопротивления датчиков при определенной температуре.

Слева - таблица по проверке АКПП JF414 (Лада Гранта), помогающая через фишку диагностировать все соленоиды и датчик.

датчик ZF 

Неисправность проводки, короткое замыкание или обрыв проводов. Самая любимая неисправность для мастеров и владельцев. Лечится заменой проводки без дорогого и долгого демонтажа коробки. Справа - самая популярная в ремонте проводка немецкого автомата 01М.

проводка соленоидов 01М

 Неисправность электроплатыдиагностика производится по кодам ошибок. Большинство электроплат успешно ремонтируется, заменой сгоревших элементов. Обычно это - один из датчиков.

См. страницу своей АКПП.

ТСМ Мерс

расходники гидроблока

Неисправность (загрязненность или износ) самой гидроплиты, старение расходников - прокладки гидроблока, резиновых уплотнений, фильтров. Самый частый источник всех проблем, вызванный временем и грязным маслом, в основном из-за изношенных фрикционов и клеевого слоя, которым фрикционные накладки приклеены к стальной основе.

Чистка гидроблока с полной разборкой это такая же рутинная операция для мастера АКПП как чистка автомата Калашникова для солдата после стрельбы.

 Расходники для гидроблока А340

Очки

разъем - адаптер 6HP26

Нарушение герметичности из-за задубевшей резины, из-за чего масло не попадает туда, куда нужно или наоборот,  - попадает туда, куда не нужно. Так самыми популярными расходниками стали "очки" у бестселлера ZF6HP или "адаптер" для тех же автоматов, виновные за аварийные протечки масла.

С каждым годом гидроплиты становятся все сложнее, и их начинка все разнообразнее и появляются такие экзотические расходники как бумажные прокладки с встроенным сетчатым фильтром, фильтры-сетки для каналов и для соленоидов, пластиковые клапана, и многое другое. На странице каждой АКПП описаны наиболее вероятные причины по которым гидроблок требует обслуживания.

сепараторная пластина

Проблемы соленоидов-электроклапанов 

износ соленоида

 Современные клапанные плиты в 5-ти и 6-ти ступенчатых акпп, где используются линейные соленоиды, работают в совсем других условиях: Одна из проблем - повышенная температура. С 2003-2005-х годов рабочая температура двигателя (и в АКПП) повысилась с 95°-100º на 20-30 градусов. Электроника быстрее стареет, работая при температуре свыше 120ºС.

Так электроклапан-соленоид, закрывая\открывая канал для масла, изнашивается (слева - увеличенный снимок выходного отверстия) и характеристики расхода и давления меняются, что приводит к нештатным переключениям, толчкам и задержкам. 

Для режима "проскальзывания" нужно подавать давление масла в муфту сцепления регулируемо. То есть клапан должен постепенно открывать один канал, наращивая давление в подключаемом сцеплении, и также постепенно закрывать другой, снижая давление в отключаемом сцеплении. Для этого разработали специальные (PWM) соленоиды-регуляторы.

гидроблок клапан

А когда масло в гидроблоке движется не по полному сечению канала, а через частично открытый клапан, то в этот момент в самом узком месте от трения возникает повышенный износ поверхностей: и золотника-плунжера (слева) и самого металла гидроблока.
Эту проблему стали решать анодированием истирающихся алюминиевых поверхностей. Что в несколько раз отсрочило проблему износа. Но не решило.

pwm-solenoid

Анодированный плунжер (слева) стал служить "вечно", да и заменить его несложно. Но осталась проблема износа корпуса плиты. А анодировать плиту - нерентабельно, приходилось при износе каналов менять всю плиту. Стало уже неэффективным с помощью инструментов рассверливать канал и заменять золотник на увеличенный.

Рассверленную и ослабленную плиту уже следующим летом проест раскаленное агрессивно-грязное масло. Да и соседние каналы уже наполовину "проедены" и вот-вот начнутся протечки и потери давления.

Хитрые инженеры американского Соннакс придумали было вставлять анодированную муфту в тело рассверленной плиты. Эта операция уже напоминает работу сосудистого нейрохирурга или шунтирование кардиолога. И по квалификации и по результатам операции.

В 2000-х годах был найден способ по технологичнее: - перенести это "узкое место" из большой плиты - в маленький соленоид. Теперь соленоиды стали более сложной конструкции - со своим клапаном-золотником. И это значительно облегчило ремонт износившихся клапанов. Замена соленоида решает многие проблемы. Стало легче менять износившийся узел (с самим соленоидом) а для упрочнения каналов соленоида можно использовать более прочные анодированные элементы. Появились даже мини-гидроплиты с соленоидами для супер сложных ДСГ - 131431.

 Десятки лет сражений в борьбе за долгую жизнь гидроблока решили эту проблему. 7-10 лет без капремонта гидроблока становится нормой для 6-8 ступенчатых АКПП.


Износ материала плиты и золотников
 Быстрые разгоны достигаются за счет того, что все сцепления (и особенно сцепление бублика") переключаются с "режимом управляемого проскальзывания" гидротрансформатора (и фрикционов!). Теперь переключение происходит по сложной кинематической схеме и практически незаметно, используя фрикционы гораздо более интенсивно.

проскальзывание ГДТ

Из-за этого масло и нагревается быстрее, и фрикционы сорят больше. Загрязнение масла и вызывает "атеросклероз мозга" - отложения спрессованной фрикционной пыли, смешанной с металлической крошкой от износа металлических деталей. Эта грязь откладывается во всех тихих уголках (клапана плиты, золотники, соленоиды) и затрудняет работу клапанов, а также изнашивает поверхности трения и ухудшает охлаждение. 

Именно эти свежие отложения вымывает при смене горелого масла которые вместе с отслоившейся фрикционной бумагой забивают каналы такой "старой и больной" плиты.

плата Айсинплата АйсинВ современных плитах стали устанавливать высокоинтеллектуальные платы с множеством датчиков.

А как известно из Гоголя: "От большого ума - большие проблемы" . Часто выходят из строя платы с датчиками. И Часто производители даже отказываются от излишнего ума. Так в своей мегапопулярной коробке для Камри Айсин Ворнер выпустила 2-е поколение плат (справа) у которых просто убрала ненужные датчики (слева), которые уже на 7-м-...10-м году жизни выходили из строя и требовали замены.

Обслуживание гидроблока

Конструкцию современных (6-ти ступенчатых) АКПП стали спроектировать таким образом, что гидроблок располагается не снизу, где его довольно трудно обслуживать, а сбоку, и инструкция по доливу масла (для примера - АКПП A960E Aisinвыглядит следующим образом:

- На первом этапе, при снятии боковой крышки гидроблока (достаточно для смены соленоидов) - требуется долить всего 1.3 литра масла.- При более сложном ремонте - снятии и чистке гидроблока,  потребуется долить 3.9 литра масла.А уже при сложном обслуживании (когда снимается для ремонта "бублик"-гидротрансформатор) - 5.3 литра масла.

И только при полном демонтаже АКПП производится полная смена масла. Таким образом интеллектуальный лидер производителей АКПП - Айсин Ко, конструктивно подготовила сервисы и владельцев к тому, что обслуживание АКПП делится на этапы:

- первое обслуживание АКПП: чистка-замена соленоидов и ремонт со снятием боковой крышки и чисткой гидроблока (без дорогостоящего демонтажа-монтажа самой АКПП).

- следующий регламентный уровень: Снятие и ремонт Гидротрансформатора с заменой изношенного фрикциона (или 2-3-х фрикционов в некоторых ZF 6HP26-32 или Мерседес).

И только после этих регламентных работ потребуется капитальный ремонт всей трансмиссии с демонтажом.

Протечки гидроблока АКПП

Что если еще поездить с "пинающимся" гидроблоком?

В зависимости от места неисправности, расплачиваться приходится по-разному.

На схеме Соннакс (слева) показывается, в каком месте возникают проблемы в случае протечек масла в разных местах гидроплиты: 

Одни протечки ведут к нештатной работе переключения 1-2, ... 3-4 скоростей.

- другие - к неработающей блокировке трансформатора с вытекающими отсюда проблемами перегрева и перерасхода топлива,

- третьи - к общему недостатку давления, что ведет к выработке металла осей и втулок. - Частая проблема для легендарных ZF-ских коробок 6HP26.

Наиболее популярное место ремонтов - клапан включающий блокировку гидротрансформатора и соответствующий соленоид LockUp. Именно здесь проходит самое грязное и горячее масло, пока не очистится и не охладится, пройдя через поддон, радиатор и фильтр. 

Чем дольше золотники будут работать с крошкой, попавшей на поверхности скольжения, тем глубже царапины или истирания корпуса гидроблока. Когда тело гидроблока изношено свыше допустимых 30-50 микрон, приходится менять саму гидроплиту. 

Ремонт гидроблоков.

Некоторые проблемы гидроблоков решаются "ремонтом на расстоянии" - прочтите о своем гидроблоке на соответствующей странице АКПП. Нажмите на оранжевый номер детали, чтобы узнать о такой возможности. 

1: Из наиболее популярных можно отметить Мехатроник для ZF6HP19\21 - 26 - #181740

Заказывают так называемый "Ребилд" - Восстановленный Мехатроник. Восстановление и продажа этих не таких сложных, но очень капризных плат производится самим ZF

мехатроник (гидравлические мозги) акпп ZF 6HP19

№2. Часто заказывают новую Электроплату Мерседесовского автомата 722.9 - #194446.

Проблемы обеих плат связывают с перегревом и нарушением характеристик (температура-сопротивление) некоторых элементов платы. После установки эта Плата может требовать прописки у дилера.

плата 722.9

 №3. Еще одна часто ремонтируемая плата гидроблока - Джатковская RE5R05A:  - №319446, сгорают элементы платы. Ремонт снятой платы производится по кодам неисправностей и занимает обычно 2-3 дня.

Мастера связывают эту проблему с перепадами напряжения, которые обычно случаются при прикуривании или при скидывании клемм аккумулятора на заведенной машине. Цены можно узнать - кликнув на номер детали на оранжевом фоне.

Электронная плата RE5R05A

Из самых популярных гидроблоков в замене - Плита управления /Valve Body TF60SN /09G. №134740.

Проблемой чаще всего является нештатная работа износившихся соленоидов. Раньше мастера привычно приговаривали сам гидроблок к замене, но сейчас все чаще просто заменяют пару неисправных соленоидов. (подробнее).

В незапущенных случаях, когда сама гидроплита не имеет протечек (смотри тест-продувку - здесь) то замена соленоидов помогает продлить жизнь коробки на несколько лет. (При условии работы с чистым маслом).

 гидроблок 09G

Другая популярная в замене гидроплита - от айсиновского бестселлера AW55-50.

Там так же в последнее время мастера стали реже менять саму плиту и чаще заказывать соленоиды (типичным комплектом -3шт. - 351428K) для замены.

В принципе убить эту плиту очень трудно. Довольно технологична чистка самой плиты. И очень сложная и малопредсказуемая работа по чистке соленоидов. Поэтому и Американцы и Тайваньцы выпустили точные копии оригинальных соленоидов, которые и заказываются в настоящее время вместо замены всей гидроплиты.

 гидроблок AW55-50

 На третьем месте по популярности заказов по замене гидроблока - набирающий обороты Гидроблок U660E - №346740. И в этом гидроблоке повторяются те же проблемы, что и у 5-ти ступенчатого брата AW55-50.

Самые заменяемые соленоиды, которые обычно решают начинающиеся проблемы гидроблока - Большие : 346421, 346422, и малый соленоид блокировки ГДТ: 346425. Но если каналы при продувке дают многочисленные протечки, то приходится менять весь гидроблок.

 гидроблок U660E

 Другие популярные в замене гидроблоки - из той же серии Айсин для неубиваемых машин: U150F 341740 и TF80-SC №354740. И благодаря тем же вечнозеленым Вольво в этот рейтинг по популярности заказов уверенно входит американский гидроблок 4T65E - №206740. Гидроплиты меняются когда каналы съедены горячим и грязным маслом из гидротрансформатора.

 Другие гидроблоки меняются гораздо реже. Смотрите на странице конкретной АКППЦену можно узнать - кликнув на номер детали на оранжевом фоне.

 гидроблок 4T65E

Ремонт и чистка

Ремонт современных гидроблоков начинается со сбора данных компьютера - кодов ошибок и чаще всего заключается в переборке гидроблока.

Разборка и сборка с чисткой и заменой расходников - регламентная работа, которую каждый день делают во всех сервисах АКПП и которую производители автоматов рекомендуют делать одновременно с ремонтом гидротрансформатора и заменой фильтра.

Не дожидаясь, когда фрикционы износятся до клеевого слоя, чтобы окончательно забить плунжера и истереть каналы плиты до недопустимых люфтов. Это как с тормозными колодками - если ездить до писка "железом-по-железу", то придется менять все.

Чистку гидроблока многие делают самостоятельно, если запастись терпением, фотографиями и собрать опыт интернет-форумов по ремонту вашей трансмиссии.

Реставрация гидроблоков - это работа совсем другого уровня. Гуру ремонта АКПП - американская компания Соннакс выпускает множество материалов, инструкций, инструментов и деталей, с помощью которых специалисты с золотыми руками и мозгами делают сложные операции по восстановлению работы изношенной гидроплиты.

Но это настолько сложная работа с непредсказуемым результатом, что у большинства специалистов она кончается заменой гидроблока на новый. А замена "мозгов" - всегда недешевое удовольствие для тех, кто легко к ним относится.

Самый легкий случай ремонта гидроблока - на раннем этапе болезни. Когда достаточно прочистить и промыть гидроблок, заменить его расходники и если понадобится - соленоиды.

Нет, еще более легкий случай - это когда неисправна проводка, запитывающая соленоиды и датчики. Это - вообще делается за несколько минут и стоит совсем недорого.