КАРТА САЙТА

Дополнительные радиаторы охлаждения АКПП.

 
 
 
Help

Дополнительный радиатор для охлаждения масла АКПП требуется для большинства возрастных автомобилей. Чем старее автомобиль, тем ниже КПД коробки из-за налета на поверхности вращающихся в масле деталей гидротрансформатора, протечек масла через изношенные втулки и прокладки, вибраций от изношенных узлов - тем интенсивнее нагрев масла.

С другой стороны с возрастом ухудшается эффективность штатного охладителя масла из-за забитых "сосудов". Как у пожилых людей ухудшается кровоток и они становятся более чувствительными к морозу и к жаре. (Подробнее)

Термосвидетель

Степень перегрева агрегата мастера определяют например с помощью наклеек-датчиков нагрева коробки - 100098. И только после понимания — насколько сильно греется конкретный автомат можно подбирать размер дополнительного радиатора. Если греется очень сильно, то проблему следует решать не установкой радиатора, а переборкой и чисткой автомата. Точную картину перегрева могут дать только встроенные электронные датчики температуры.

С дополнительными радиаторами АКПП устанавливают специальный терморегулятор-байпас с встроенным термостатом, аналогичным тому, что используется для регуляции охлаждения двигателя. 

масло ATF

(Подбор дополнительного радиатора можно сделать здесь).

- При установке нового Дополнительного радиатора ATF рекомендуется заменить старое грязное масло!

В 21 веке на многие АКПП уже на заводе устанавливают штатные радиаторы АКПП в паре с термостатом-байпасом.

 ОПИСАНИЕ, РАЗМЕРЫ

 Внешний вид

Радиатор охлаждения масла АКПП трубчатый, 4-х рядный

100101 Трубчатый, Алюминий. Производитель: "Hayden" или "Tranny Cooler" (рекомендация: compact cars до 2-х литров ДВС)

Габариты ячеек охлаждения [222x127x19мм],  общая длина 318 мм, диаметр трубы - 3\8'=10 мм, внутр. объем ~100 мл  

Узнать цену - нажми номер на желтом фоне

(«Хайден»​ отличаются от «ТренниКулер»  формой гармошки — ("Волна"  вместо "Зигзаг"). нажми фото справа.

В радиаторах обеих фирм в каждой трубе ряда устанавливаются "спирали турбулентности" - для увеличения теплоотдачи. см. ниже). Модель 100101A-TC Тренникулер - поставляется без "спиралей турбулентности" .

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП
Узнать цену - нажми номер на желтом фоне

Радиатор охлаждения масла АКПП 6-ти рядный. Высокий-Короткий. Хайден\Тренни Кулер

100102. Трубчатый, Алюминий. Со спиралью турбулентности, производитель:  "Hayden".

 - без спирали турбулентности и с фланцами - "Тренни Кулер"  -100102A-TC.

(Рекомендация производителя: compact and mid-size cars до 3 литров ДВС).

габариты ячеек [222x190x19мм],  общая длина 318 мм, наружный диаметр трубы=3\8' (10 мм), внутр. объем ~150 мл .

Радиатор охлаждения масла АКПП, Хайден

Радиатор охлаждения АКПП 4-х рядный. Низкий-Длинный.

100103 Трубчатый, Алюминий. со спиралями турбулентности, пр-во: Хайден. (Рекомендация: - compact and mid-size cars до 3 литров ДВС)

габариты ячеек: 308x127x19мм, общая длина 403 мм, диаметр трубы=10мм.

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП

Радиатор охлаждения АКПП трубчатый 6-ти рядный - 100104 Хайден\ТренниКулер

100104  Трубчатый, Алюминий. пр-ль: "Hayden" или "Tranny Cooler" (Рекомендация: - compact and mid-size cars\ Medium Duty  до 3 литров ДВС), имеет 6 спиралей турбулентности внутри. Без ребра фланца.   

- габариты ячеек: 308x190x19мм, общая длина 403 мм, диаметр трубы=3\8' (10мм)

кулер 100104

Радиатор охлаждения масла АКПП 6-ти рядный - "Тренни Кулер".

100104A-TC, Трубчатый, не имеет спиралей турбулентности внутри и имеет ребро фланца.

#1

самый оптимальный и популярный в заказах на авто с ДВС до 3.0 л.

- габариты ячеек: 308x190x19мм, общая длина 403 мм, наружный диаметр трубы=3\8' (10мм). внутр. объем ~230 мл.

радиатор АКПП Тренни Кулер

Радиатор охлаждения АКПП 8-ми рядный - 100105, Hayden

- №100105 Трубчатый, Алюминий. пр-ль: "Hayden" или "Tranny Cooler" (Рекомендация:Heavy Duty\ big-size cars, Extra Heavy Duty), имеет 8 спиралей турбулентности внутри. 

- габариты ячеек охлаждения [308x254x19мм], общая длина 403 мм, внешний диаметр трубы=10мм. внутр. объем ~300 мл  Требует термостат для зимней эксплуатации.

кулер 100105

Радиатор трубчатый -100105A-TC Трубчатый радиатор "Тренни Кулер", не имеет спиралей турбулентности внутри и имеет ребро фланца.

радиаторы №100105-TC "Тренни Кулер" имеют ребро фланца (фото), радиатор "Хайден" - не имеет ребра.

- габариты ячеек охлаждения [308x254x19мм], общая длина 403 мм, наружный диаметр трубы=10мм. внутр. объем ~300 мл. Требует термостат для зимней эксплуатации.#1

 Самый оптимальный и популярный радиатор для АКПП Инфинити и всех «джипов».

радиатор 100105A

 Радиаторы алюминиевые окрашеные «Пластинчатые» - 100108

 Комплектация

Радиатор охлаждения АКПП окрашенный (пластинчатый)

100108A COMPACT & MID SIZE (ГП <5т)  Комплектация

для двигателей (ДВС) до 2,0-х литров (Hayden или Long)

размер: 279 x 102(H) x19мм, внешний диаметр трубы: 3\8' (10мм)

 

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП
Узнать цену - нажми номер на желтом фоне

Радиатор охлаждения АКПП окрашенный (пластинчатый)

100108B COOLER MID & FULL SIZE , Комплектация

для двигателей (ДВС) до 3,0-х литров (Hayden или Long)

размер: 279 x 197(Н) x19мм, диаметр трубок: 3\8' (10мм).

Радиатор LONG\TRU-COOL конструктивно имеет два встроенных байпас-канала, которые частично заменяют термостат. Это является плюсом, когда масло густое\холодное. 

После нагрева масло также идет по байпасным каналам Tru-Cool за счет более длинных и узких охлаждающих каналов. Что заметно снижает охлаждающую способность самого радиатора. 

Мастера советуют ставить этот радиатор в паре с термостатом 100099.

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП

Радиатор охлаждения АКПП окрашенный (пластинчатый)

#1100108C COOLER (Г\П <11т), Комплектация 

размер: 279 x 197(Н) x19мм, диаметр трубок 3\8' (10мм) Самый популярный в заказах.

для двигателей (ДВС) до 4-х литров (Hayden или Long)

Радиатор LONG\TRU-COOL конструктивно имеет два встроенных байпас-канала, которые частично заменяют термостат. Это является плюсом, когда масло густое\холодное. 

Нагретое масло также потом идет по этим байпасным каналам Tru-Cool за счет более длинных и узких охлаждающих каналов. Что заметно снижает охлаждающую способность самого радиатора. 

Мастера советуют ставить этот радиатор в паре с термостатом 100099.

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП

Радиатор охлаждения АКПП окрашенный (пластинчатый) 

100108D COOLER, TRUCK (Все авто), Комплектация

 размер: 305x279x19мм, диаметр трубок 3\8' (10мм).

для двигателей (ДВС) до 6-ти литров. (Long или Hayden)

Радиатор LONG\TRU-COOL конструктивно имеет два встроенных байпас-канала, которые частично заменяют термостат. Это является плюсом, когда масло густое\холодное. 

 

Нагретое масло также потом идет по этим байпасным каналам Tru-Cool за счет более длинных и узких охлаждающих каналов. Что заметно снижает охлаждающую способность самого радиатора. 

Мастера советуют ставить этот радиатор в паре с термостатом 100099.

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП

Термостаты для дополнительного радиатора АКПП.

Низкая температура масла ATF (ниже +50º ... +60º) также вредна для работы трансмиссии и фрикционов, как и повышенная t° (выше 110º -130º).

Поэтому чтобы забыть о переохлаждении автомата зимой мастера устанавливают в линию охлаждения масла термостат. Максимальный вариант:

Узнать цену - нажми номер на желтом фоне

- термостат-байпас Хайден-163, США. (справа )100099H

термостат-байпас Дераль, США (слева ) - № 100099D

Термостат для доп. радиатора АКПП (Oil Thermostat)  "Хайден-163" №100099H

Оптимальный, наиболее распространенный вариант: #1

 - термостат-байпас (производитель: "LONG", Канада) - №100099L. (нажми номер на оранжевом фоне, узнать цену и купить товар) самый популярный в заказах

"Как устроены?", "как работают термостаты?", "Инструкция по подключению".

Термостат для доп. радиатора АКПП  (Oil Thermostat ) "Лонг"

Производители АКПП рекомендуют устанавливать термостат всем машинам с дополнительным радиатором АКПП, которые эксплуатируются зимой.

На большинстве современных 6-ти ступенчатых АКПП производители уже на конвейере устанавливают термостаты типа Хайден-163. На последних "заряженных" АКПП-6sp и -8speed функцию термостата выполняет уже соленоид радиатора, управляемый компьютером через датчик температуры. Все современные коробки, использующие синтетические масла, отрегулированы настолько тонко, что требуют максимально комфортной (узкой) вилки рабочих температур (от +80º до +100º).

Инcтрукция по монтажу

? Как работает термостат и как его подключить ? (читать)

Термостат-байпас не дает маслу АКПП охлаждаться через радиатор пока масло не нагреется до рабочей температуры и недогретое масло по байпасу направляется сразу в коробку не доходя до радиатора.

Адаптер-переходник  09G для подключения радиатора вместо теплообменника

На автоматах 09GDP0 устанавливаются кулеры-теплообменники, которые штатно служат 5-7 лет до пробегов в 120-180 ткм. В случае перегревов коробки и сгорания масла, соты теплообменника особенно быстро забиваются продуктами износа и никакая промывка не восстанавливает заводских характеристик. А автомат уже имеет множественые протечки через кольца, гидроблок, втулки и даже после капремонта и переборки пачкает и греет масло гораздо интенсивнее, чем в молодые годы.

Поэтому для возрастных авто с теплообменниками мастера АКПП рекомендуют с заменой масла устанавливать внешний радиатор через адаптер, который заменяет теплообменник. Это позволяет уберечь железо и фрикционы от перегрева и дорогого капремонта  с заменой соленоидов или даже - гидроблока. 

Вместо старого теплообменника DP0 (144998) устанавливается вставка с трубками, которые подключаются к внешнему дополнительному радиатору ATF. А старые трубки от охлаждающей системы двигателя - глушатся (как на фото 09G ниже).

Переходники-адаптеры для подключения радиаторов 09G - 134998.

адаптер для охлаждения DP0
переходник к радиатору 09G
Узнать цену - нажми номер на желтом фоне

VAG разработал несколько типов теплообменников для своих автоматов 09G - круглые и прямоугольные.

Заменить теплообменник на новый часто считают нерациональным и дорогим удовольствием. Чаще пользуются спросом переходники под дополнительный радиатор ATF.

Прямоугольный переходник-адаптер для установки радиатора охлаждения 09G - 134998A.

переходник к радиатору 09G

Дополнительный фильтр в магистраль маслопровода

Мастера рекомендуют одновременно с установкой радиатора для возрастных изношенных автоматов устанавливать в магистраль охлаждения Дополнительный Фильтр тонкой очистки (inline filter) № 100019. Особенно это рекомендуется тем автоматам, у которых основной фильтр гидроблока имеет металлическую сетку.

Магистральные фильтры бывают подороже и побюджетнее. Конструкция у них одинакова и похожа на обычный топливный фильтр, но с магнитом и клапаном перепуска на случай чрезмерного загрязнения.

разрез магистрального фильтра MagnefineТакой внешний фильтр очень просто менять (одновременно с обслуживанием двигателя) и он помогает поддерживать чистоту масла в возрастной АКПП и снизить скорость износа гидроблока, втулок и насоса. Установка такого фильтра — актуальна для возрастных коробок: чем старее гидротрансформатор, втулки, барабаны, планетарные ряды, тем быстрее загрязняется масло ATF.

Как пенсионерам рекомендовано потреблять больше растительной пищи, чтобы сэкономить на врачах, так и возрастным автоматам рекомендовано держать масло чистым. И лучше "клизмы" ставить автомату начиная с его "40-ка летия", чтобы дожить до "пенсии" здоровым.

Если вы заметили, что ваша ATF (тест с белой салфеткой) уже через 10 ткм после смены масла стала неприятного грязно-серого цвета, ставьте самый простой магистральный фильтр и меняйте его (с маслом и фильтром двигателя) не реже 10-20 ткм, пока собираете деньги и волю для капремонта.

Во многих автоматах уже на заводе устанавливаются штатные внешние фильтры (хондовский - справа), которые рекомендуется менять чаще, восстанавливая справедливость по отношению к "недолюбленным" АКПП (частыми в ремонте и редкими в обслуживании) по сравнению с "перелюбленными" двигателями (редкими в ремонте и частыми в обслуживании).

Узнать цену - нажми номер на желтом фоне

Фильтры на рынке встречаются от Magnefine\Алломатик или Filtran (Китай) - 100019A до 100019A-TW, от Тайваньских производителей неоригинала, которые отличаются только внешним видом. Чаще заказывают Тайвань (60% от всех заказов)

Не забывайте менять магистральный фильтр вовремя, чтобы не допустить сброса избытка грязи !

Фильтр универсальный в масляный трубопровод, (10 мм трубка)фильтр магистральный Тайваньфильтр картридж Хонда АКПП-5грязь в фильтре

Имеется на рынке гидравлический шланг для дополнительного радиатора  (повышенного качества) - 100099S.

Обычно в комплектации всех радиаторов АКПП имеется шланг достаточной длины для врезки радиаторов.

Не допускайте изгиба шланга свыше 30º к штуцеру во избежании перетирания о штуцер и прорыва!

шланг гидравлический

Типичная комплектация дополнительного радиатора масла АКПП

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП набор

комплектация кулера

- Производители радиаторов комплектуют радиаторы всеми фитингами, необходимыми для подключения и монтажа. На картинке (нажми) - типичный комплект всех радиаторов. Такой комплектации обычно хватает для установки его в большинство автомашин. Дополнительно, для страховки владельцы иногда докупают более мощные хомуты, более прочные шланги, а также магистральный фильтр и термостат.

Все кулеры снабжены инструкцией по установке.

Разница в производительности радиаторов заключается в скорости охлаждения. Самый маленький радиатор (100101) опускает температуру проходящего масла примерно на 10 градусов за 3-...(несколько) проходов масла, в то время как самый большой (100105) это делает за один проход. Что может быть важно в жаркий летний день в пробках при работающем кондиционере. 

Спирали турбулентности

В последнее время все производители стали устанавливать внутрь трубчатых радиаторов спиральные элементы для создания турбулентного потока масла.  Раньше масло активно перемешивалось только на U-образных участках труб, а на прямых участках проходило ламинарным потоком, что обуславливало меньшую (по сравнению с пластинчатыми) теплоотдачу.

спираль радиатора АКПП

Плюсы спиралей: Спирали закручивают в трубе поток масла, подобно нарезке в стволе огнестрельного оружия, что увеличивает охлаждающую способность трубчатых радиаторов. Эта опция касается как радиаторов Трэнни Кулер, так и радиаторов Хайден.

Узнать цену - нажми номер на желтом фонеМинусы спиралей: С такими турбуляторами радиаторы более капризны к содержанию грязи (металлической крошки) в масле. Спирали увеличивают сопротивление потоку масла и в случае максимальной производительности насоса могут привести к срыву слабо затянутых хомутов и шлангов со штуцера. Перед такими радиаторами со спиралями турбулентности следует врезать магистральный фильтр масла - 100019A.

"Тренни Кулер" выпускает модель без спирали турбулентности - 100104A для тех автоматов, у которых АКПП интенсивно греется и маслонасос часто работает с очень высокой производительностью в линию охлаждения, это касается 5-ст. АКПП Инфинити.

Также причиной прорыва шланга (например на АКПП Инфинити JR507 - JR710-711) может стать изгиб (более 15-30°) шланга на входе или на выходе из штуцера. Спрашивайте в таком случае радиаторы без турбулятора.

 

Зачем ставят дополнительный радиатор охлаждения масла?

Существует целый ряд автомашин и трансмиссий, конструктивно находящихся в зоне риска перегрева масла (см. описание своей АКПП). 

Недостаточное охлаждение масла обычно связано с двумя причинами: 1. штатный радиатор\теплообменник не справляется (забит грязью, перегружен) 2. внутренние причины - из-за износа и загрязнения деталей (ГДТ, колец, втулок, гидроблока) масло гоняется по максимальному кругу. 3. Частые разгоны с места, когда работает гидротрансформатор — главная грелка АКПП.

Все это в сочетании с нагрузками и летней жарой перегревает и не успевает охлаждать масло. Что значительно сокращает ресурс АКПП, особенно в тех трансмиссиях, что пришли в капремонт со сгоревшими фрикционами, гидротрансформатором, проблемами электроплаты (мехатроника), соленоидов или гидроплиты. (подробнее о перегреве гидроблока).

Оптимальная рабочая температура масла ATF составляет 75 - 85 градусов (для 4-х ступенчатых АКПП). При такой температуре практически любая нераритеная трансмиссия может пережить сам автомобиль. Подавляющее большинство преждевременных капремонтов 4-х и 5-ти ступенчатых АКПП и вариаторов - из-за перегрева масла.перегрев АКПП

Прогресс двигателестроения привел к тому, что рабочая температура охлаждающей жидкости двигателя поднялась к 120-130º, и жидкости ATF стали полностью синтетическими с повышенной "температурой вспышки". Но если масло уже выдерживает повышенную температуру 130-150°, то для самой АКПП каждые 10 градусов повышения рабочей температуры сокращают жизнь многих элементов (фрикционов, электрооборудования, пластика, резины) в разы. Справа - таблица перегрева составленная американцами, чтобы припугнуть беспечных владельцев перегревающихся трансмиссий.

При работе АКПП при температуре масла +140° даже в течение 10-20 минут, кроме проблемы задубевших резиновых уплотнителей, начинаются процессы обугливания фрикционов (подробнее). И даже современные "несменяемые" синтетические масла могут лишь немного отсрочить, но не отменить преждевременную смерть резинового уплотнения или фрикционной накладки, нагревающейся в момент соприкасания до 300-400 градусов. Термин "горелое масло" - относится скорее к сгоревшим фрикционам, бумажным прокладкам гидроблока и фрикционному клею!, а не к самому маслу.

Кроме того охлаждающая способность масла значительно уменьшается с увеличением его вязкости и взвеси фрикционной пыли в масле. А фрикционы часто выполняются из термостойких наполнителей, которые как асбест обладают низкой теплопроводностью, что увеличивает вязкость и уменьшает способность масла забирать излишки тепла с поверхностей трения. 

Вот почему главным способом продления жизни возрастной АКПП считается улучшение системы охлаждения - установка дополнительного радиатора охлаждения ATF , как и своевременная смена масла.


***

Какой объем у дополнительного радиатора? Сколько придется доливать масла?

Объем подключенного дополнительного радиатора сильно зависит от длины подводящих трубок, но редко превышает 0.5 литра.

Обычно уровень масла при врезке радиатора снижается на несколько миллиметров по щупу. В каждом конкретном случае нужно перед врезкой радиатора проверить запас уровня масла (специфику проверки уровня ATF - смотри мануал для своей машины). Неплохая идея - установку дополнительного радиатора объединить со сменой масла ATF.

***