КАРТА САЙТА

Соленоиды АКПП

?  - Хочу заменить (купить) соленоиды
?  - Линейные (PWM, ШИМ) соленоиды
?  - Где в АКПП находятся соленоиды?
?  - Какой соленоид отвечает за 2-ю (3-4...) скорость ?
?  - Когда замена соленоидов может помочь
?  - Типичные проблемы соленоидов
?  - Как проверить исправность соленоидов?

Соленоид это - электромеханический кран-регулятор, который в ответ на электроимпульс компьютера открывает или закрывает канал в гидроплите для управления потоком масла АКПП. Соленоид управляет всеми переключениями режимов работы современных АКПП, вариаторов и ДСГ.

Соленоиды пришли на смену Говернору - примитивному механико-гидравлическому клапану, переключавшему скорости в трансмиссиях до буквы "Е" в названии.

катушка соленоидов схема работы

Конструкция соленоидов использует школьный опыт с магнитным стержнем внутри медной обмотки, по которой подается постоянный ток.

соленоид АКПП 21 века

Постоянный ток обмотки толкает магнитный стержень в одну сторону, при перемене направления тока - движение сердечника внутри катушки меняется. Но в соленоидах АКПП противоположное движение сердечника обеспечивается не изменением направления тока, а возвратной пружиной (на картинке слева).

Где находятся соленоиды в АКПП.

Соленоид (электроклапан) как ему и положено стоит в гидравлической клапанной плите или как ее называют мастера - в гидроблоке.

расположение соленоидов в АКПП

Соленоид вставлен в канал гидроблока, крепится болтом (или прижимной пластиной) к самой плите и соединяется штекером и проводкой-шлейфом с компьютером-ЭБУ (электронным блоком управления АКПП).

Соленоиды 01М

Штекер и шлейф-проводка во многих гидроблоках довольно часто являются причиной неисправной работы соленоидов и являются такими же расходниками, как и сам соленоид. (нажми картинку справа - один из лидеров продаж -01M)

В некоторых коробках гидроблок и крышка поддона находятся не снизу коробки, а - сбоку. 

Соленоид соединияет гидравлическую систему коробки и электрической цепи. И часто в этой цепочке именно в соленоидах компьютер находит ошибку. (коды ошибок неисправностей - здесь)

Конструктивные различия соленоидов.

On-Off Соленоиды.

старые соленоиды

Первые электромагнитные блоки соленоидов для американских АКПП начали использоваться в серии с 80-х годов и выглядели внутри блока как катушка с медной обмоткой. (слева блок клапанов от Крайслера, до сих пор устанавливаемый на джипы и пикапы.)

Их функцией было - толкать стержень-плунжер в гидроплите, открывающий (или закрывающий) канал, по которым насос гонит масло в систему. Когда ток не подается на обмотку катушки, пружина возвращает стержень обратно. Такой соленоид имеет два положения: "Закрыт" и "Открыт". Так называемый "on-off соленоид".

Часто в таких системах встречались проблемы КЗ или обрыва обмотки, ломалась возвращающая пружина. И ремонт старых соленоидов обычно заключался в перемотке оборванных или сгоревших проводов, пропайке или замены пружин.

Соленоид-клапан.

Соленоид Шифт, 4T40E/4T45E/4T65E переключения скоростей 1-2 и 3-4 1997-Up

Справа -  следующее поколение соленоида- элктроклапана. ( 4T65E Вольво).

(206421B до 2006-го года устанавливался на европейские Вольво S80 и ХС90 и до сих пор устанавливается на множество американских представительских машин - Бьюик, Олдсмобил, Понтиак, Шевроле.)

Этот соленоид - конструктивно более сложный. В нем не просто ходит толкающий сердечник, у него уже имеется канал для масла (из белого пластика) с двумя выходами и встроенный металлический шариковый клапан, открывающий или закрывающий этот канал.

Такой соленоид сам уже является гидравлическим клапаном. Гидравлика и электрика в одном приборе. Этот тип соленоидов уже стали называть "электромагнитный клапан". Его уже гораздо легче менять, отсоединив от гидравлической системы в которой он держит давление за счет резиновых колец-прокладок (расходник) и от электического питания, отсоединив штекер (тоже иногда находят проблему).

Электро-клапан бывает "нормально-открытым" или "нормально-закрытым". В обесточенном состоянии работает пружина. При подаче напряжения - работает магнитное поле обмотки, противодействуя пружине. В канал соленоида позже стали устанавливать фильтр-сетку, который предотвращает попадание внутрь намагниченной железной пыли из масла.

Следующее поколение, появившееся в 90-х:

3-way соленоиды.

3-way

Вначале соленоиды были только "включателем"  ON-OFF. Но довольно быстро авто-дизайнеры создали 3-WAY соленоиды, которые работают "переключателями".

Они соединяют уже не 2, а 3 канала: В одном положении (On) шарик открывает проход из первого во 2-й канал, а в другом (Off) - открывают проход из 2-го в 3-й канал. (слева). Обычно второе положение служит для сброса давления из пакета сцепления. Это позволило одним прибором и включать пакет фрикционов сцепления и отключать.

Линейные PWM соленоиды.

В середине 90-х у конструкторов разгорелся аппетит и они потребовали еще более интеллектуальных инструментов управления. Были разработаны соленоиды-регуляторы.

Конструктивно они работают по принципу: "Вентиль", в отличии от принципа "Крана" он-офф соленоидов, у которого есть только полностью открытое или полностью закрытое положение. 

Такие соленоиды приоткрывают или призакрывают сечение по кривой в зависимости от характера поступающего импульсного напряжения от компьютера. (Ток подается прерывисто, с разной длительностью этого прерывания)

Механическая часть пропорциональных соленоидов (электромеханических регуляторов) 21 века становится все более разнообразной. 

pwm-4-way

Они уже бывают 3-WAY, 4-WAY (справа на схеме), и даже 5-WAY,... 

Внутри конструкции PWM соленоидов ходит золотник-плунжер по муфте с отверстиями типа тех, что ранее были частью гидроблока. То есть самый изнашиваемый участок гидроблока, который всегда был предметом ремонта, сейчас вынесен в конструкцию соленоида. И теперь во многих  случаях уже не нужно восстанавливать или менять саму гидроплиту, а достаточно заменить износившийся соленоид с встроенным клапаном. Сама гидроплита стала служить гораздо дольше, таким образом решили главную проблему всех современных АКПП - износ каналов гидроплиты (подробнее). 

Схема линейного соленоида  4-way (справа): - в зависимости от необходимости, такой соленоид регулируемо подает давление по нескольким независимым направлениям.

Соленоид  (ЕРС) LINE PRESSURE CONTROL (SLT), A960/AB60E/F/A750Гидроблок A960EИменно такова особенность ремонта гидроблока современной 6-ти ступенчатой трансмиссии японской Aisin A960E:

Здесь из 9-ти соленоидов чаще всего меняются 4 шт. пропорциональных соленоида (указаны на схеме справа синими цифрами). Остальные 5 соленоидов - простые "включатели" ON-OFF - практически не выходят из строя до конца жизни коробки. 

А у главного европейского бестселлера 21-го века ZF 6HP21 - 6HP28 эти соленоиды практически стали расходником, планово заменяемым после 3-5 лет напряженной службы.

Еще одно преимущество такой конструкции соленоида - возможность использовать более прочные и износостойкие (и следовательно - более дорогие) материалы для "узких мест" канала-муфты, по которому происходят поступательные движения анодированного золотника.

соленоид в разборе

Материалом гидроплиты (и соленоидов) в последние десятилетия служил легкий и мягкий алюминиевый сплав. (Вместо вечного чугуна на старых добрых гидроплитах "золотого века" Америки). А когда под давлением через эти "краны"-регуляторы гонится горячая смесь масла и фрикционной грязи и канал открывается не сразу на полное сечение, как раньше, а частично, то в этой узкой щели и происходит самый быстрый износ конструкции. 

Для механической части (манифольда и золотника/плунжера смотри справа) соленоидов здесь стали применять анодированные материалы с высокой износостойкостью.

Функциональные различия соленоидов.

Соленоиды классифицируют еще и по своему назначению.

Наиболее распространены такие функции соленоидов:

- Соленоид EPC или LPC (Line Pressure Control). Соленоид контроля линейного давления. Самый первый и главный из появившихся в гидроплите электроклапанов. Обычно он подает масло на все остальные соленоиды и каналы. И в 4-х ступках первый выходил из строя, потому что через него идет основной поток масла в отличии от:

- Соленоид ТСС - Torque Converter Clutch. (или SLUSolenoid Lock-Up -блокировки муфты) Соленоид управления блокировкой гидротрансформатора. Этот электроклапан делает самую "грязную" работу - он заставляет муфту гидротрансформатора подключаться - блокироваться, чтобы повысить кпд и удовлетворить запрос водителя на "спортивный режим" разгона. И именно через этот соленоид в первую очередь идет грязное и горячее масло из гидротрансформатора. Поэтому во многих современных гидроблоках соленоид ТСС/SLU - самое слабое звено.

Гидротрансформатор блокируется-разблокируется каждый раз, когда машина тормозит или разгоняется, кроме того, его фрикцион в современных акпп работает в так называемом режиме "регулируемого проскальзывания" когда гидротрансформатор еще интенсивнее греет масло в коробке и загрязняет его своей фрикционной накладкой. А в последнее время в эти перенагруженные фрикционы стали добавлять графитовые (или кевларовые) связующие,  что влияет на здоровье соленоидов и гидроблока, как жирная пища - на сердце и сосуды полных людей. (Подробнее о работе и проблемах гидротрансформатора). 

верхний соленоид ТСС - сам клапан, ниже SLC3 - вместе с клапаном гидроблока

- Shift solenoid - рядовой соленоид отвечающий за переключения скоростей, "шифтовик". Таких регуляторов давления в гидроплите обычно несколько и вся работа по переключению скоростей вверх или вниз в основном выполняется именно ими. Обычно на схеме они обозначаются как S1, 2, (SL1 ...- линейный) или буквами А, В... 

Распространенное заблуждение: "Соленоид ХХ - отвечает за переключение 2-3( или 1-2) скоростей". 

На самом деле для переключения скоростей обычно сразу несколько соленоидов выполняют эту функцию. Например в классических 4-х ступках 2 соленоида шифтовика имеют такие комбинации:

S1-откр.+S2-закр. - 1 скорость
S1-закр.+S2-закр. - 1-2 скорость
S1-откр.+S2-откр. 2-3 скорость
S1-закр.+S2-откр. итд.

Так что распространенный среди водителей миф: "если пропала 3-я скорость, то можно найти и заменить соленоид 3-й скорости" - обычно ни к чему кроме затрат времени и денег не приводит (кроме самообучения на ошибках).

Соленоид TF60SNВ конструкции гидроблоков, обычно соленоиду дана функция переключения конкретного пакета сцепления. Тогда это описано в наименовании соленоида. Например: В АКПП 09G, есть 5 соленоидов (136431 ), которые отвечают за переключение пакетов сцепления С1 или С2, С3 или пакета торможения В1.

И в описании соленоида 136431 можно прочитать такой текст:

таблица скорость - пакетСоленоид-Электрорегулятор линейного давления и переключения сцеплений - зелёный разьём, Solenoid EPC Linear/ Shift C1, C2, C3, B1... 

В этом случае один соленоид, включающий барабан сцепления С1 - согласно таблице справа, работает при переключении скоростей 1, 2, 3, 4. И следовательно если проблемы при переключении этих скоростей - значит причину можно искать в этом соленоиде.

И обратное - согласно этой таблицы, для включения 2-й скорости работают соленоиды, переключающие пакеты С2 (К2) и В1. Такие таблицы есть в мануалах для каждой АКПП. По ней мастера определяют - какие соленоиды (или обгонные муфты) отвечают за переключение той или иной скорости.

Новый тип: Управляющий (клапанами гидроблока) соленоид 

Функционально соленоиды могут управлять клапанами и гидравлическим способом. Как транзистор в электросхеме. 

Такие соленоиды только подают управляющее давление (с низким расходом) на клапан гидроблока, который уже сам подает или сбрасывает давление на поршни и фрикционы.

С каждым годом появляются новые, более специфичные функции соленоидов. Например:

- "соленоид качества переключения передач" или

- "соленоид управления охлаждением масла" , их специфика постоянно расширяется и усложняется, а диагностика и ремонт соленоидов упрощается до банальной замены.

Типичные проблемы соленоидов. Срок службы соленоидов.

Обычно на соленоиды как причину аварии указывает компьютер своим "кодами неисправности" типа "19146"-VAG (или OBDII: P2714). Расшифровка кодов неисправностей - здесь.

Проблема №1: соленоиды забиваются нагаром из масла, склеенным из мелчайшей пыли (бумажной, алюминиевой, стальной, латунной...) от изношенных и разбитых узлов и расходников. Это приводит к тому, что "нахолодную" клапан-золотник соленоида (и гидроблока) работает нормально, а при рабочей температуре масла - клинит. Или наоборот.

Больше всего мастера не любят, когда фрикционная накладка бублика истирается до клеевого состава и добавляет клея в эту горячую масляную взвесь.

износ соленоида

Для устранения нагара соленоиды промывают в различных растворителях и прочищают разными хитрыми способами с использованием ультразвука или переменного тока 12в. Рекомендуют также проводить демагнетизацию (размагничивание) стальных деталей соленоида.

Проблема №2:

Износ деталей плунжера, манифольда, входного отверстия, протечки, связанные с износом.

PWM соленоиды имеют "умное управление". Компьютер учитывает "старость" соленоида №1 и увеличивает с помощью управляющего соленоида №2 давление масла для открытия канала такого изношенного соленоида №1. Но когда износ и "старческая деменция" достигают предела давления, компьютер бракует такой соленоид, что проявляется кодом ошибки. Естественно, что чем грязнее масло, тем быстрее изнашиваются каналы соленоидов, и чем выше давление масла, тем интенсивнее работают клапана.

Проблемы №3, 4, ...:

- Ослабление возвращающей пружины, трещины корпуса, поломки конструкции,

- падение сопротивления обмотки (обрыв или КЗ). Здесь популярны пропайка контактов, перемотка, замена втулок, деталей.

Главная причина "преждевременной смерти" современных соленоидов - износ каналов манифольда, втулок, клапана и плунжера или шарика. (справа показан износ примыкания закрывающего шарика к отверстию)

Это начинается с засорения плунжера продуктами износа фрикционов. Плунжер сначала заклинивает нахолодную или нагорячую, что приводит к проблемам переключения (в зависимости от функции первого засорившегося соленоида), а затем этот нагар начинает истирать трущиеся поверхности плунжера, втулок плунжера и клапанов. После 2003-2004 годов и клапана и манифольды обычно делаются из анодированных сплавов, которые выдерживают большие истирающие нагрузки. Истираются в основном бронзовые втулки соленоидов.

Соленоид АКПП (линейный) в разобранном видеНабор инструмента +12 втулок, для ремонта соленоидов, Aisin SL Solenoid Bush and Reamer Kit, AW09D/G/55-50/TF60/80 (12 Bushes, 1 Reamer, 1Tool).

Иногда мастера ремонтируют изношенные линейные соленоиды, "перевтуливая" плунжер. Выпускаются наборы 136419 для замены втулок соленоидов, что дает им еще жизни на 30-60 ткм (в зависимости от состояния остальных компонентов электрорегулятора).

Ресурс качественных соленоидов измеряется количеством циклов открывания-закрывания. По этому показателю например "хендаевские" (или старые французские DP0) соленоиды привычно стоят чуть позади соответствующих американских соленоидов и еще подальше от продуктов лидеров Aisin или ZF.

Но даже у самых надежных соленоидов ресурс не превышает 300 000 - 400 000 циклов. Это может наступить и после 400 ткм, а может и значительно раньше. В зависимости от того как нагружают их водитель и ЭБУ, подчиняющееся педали газа. Конструктивно в некоторых АКПП (например DP0, 01N, ...) режим их работы был организован таким образом, что одни соленоиды работают в два-три раза напряженнее других и поэтому вырабатывают свой ресурс первыми.

Американский авторемонтный мир предпочитает планово ремонтировать соленоиды, заменяя втулки и очищая все внутренности соленоидов и гидроблока от нагара при каждом капремонте АКПП. Своевременная чистка и "перевтуливание" линейных соленоидов увеличивает ресурс соленоидов и гидроблока на 40-70%.

Ремонт ГДТ с заменой износившейся накладки муфты - тоже входит в эту работу по продлению жизни АКПП. 

Как самому купить и заменить соленоиды? Вообще - поможет это?

Существует несколько типов АКПП с проблемами, которые можно решить, лишь заменив соленоиды: комплект соленоидов ZF6HP26 /6R60

Например DP0, у которой срок жизни соленоидов EPC достаточно короток по сравнению с остальными расходниками. В некоторых случаях замена обоих соленоидов (144431) может оживить машину и на некоторое время (пока скопятся деньги и желание на капремонт или установку кулера) позволить забыть об остальных плановых обслуживаниях трансмиссии (чистка и замена расходников)

Сюда же входят некоторые АКПП Хёндай-Мицубиши, Лексуса и даже 6-ти ступки ZF.

Но к сожалению это - "временный костыль", который очень часто является лишней тратой средств. Обычно к этому времени и сам гидроблок нуждается в переборке-чистке и гидротрансформатор и коробка. Мастера очень не любят брать в ремонт коробку, в которой до этого делался "косметический" ремонт или менялась только часть необходимых деталей. Потому что распутывать клубки проблем автомата, в котором до тебя кто-то неудачно покопался, берутся только акпп-фанаты или мазохисты. Такая настоящая головоломка, для "шерлохолмсов".

Как идентифицировать-заказать-купить соленоиды?

1. Определите тип своей АКПП. (Ответственность за правильное определение типа лежит только на мастере, который берется лечить этот сложный агрегат). Для этого перейдите на страницу "Определение типа АКПП". Если указано несколько вариантов для вашего авто (или ни одного) - скорее всего из-за того, что было выпущено много небольших серий вашего автомобиля в разных странах. Попробуйте почитать по каждой АКПП - внизу каждой страницы АКПП есть доптаблица. Но надежнее - искать эту информацию не в справочниках, а на табличке самой АКПП (или на кузове). Можно определить тип АКПП по форме поддона. В общем - изучайте литературу, если хотите самостоятельно и успешно выполнить эту операцию.

2. На странице своей АКПП - изучите все, что написано по соленоидам и гидроблоку. 

Нажав на номер соленоида на оранжевом фоне, вы увидите его цену, наличие на складе и полное описание детали, с указанием- для каких авто она используется. Но часто приходится подбирать соленоиды по ВИН-коду авто. Звоните и заказывайте.

3. Замена соленоида - стоит изучить все, что пишет интернет по вашей АКПП. Или лучше (если вы не хотите сами стать профессионалом в этом увлекательном деле) - найти мастера, который уже сделал положенные ошибки и сэкономит вам время и деньги.

таблица сопротивления соленоидов АКПП 01n 01M 01PТест. Как проверить состояние соленоидов?

У каждого соленоида имеется такая определяющая "жизнеспособность" характеристика - нормальная "вилка" сопротивления при 20 градусах Цельсия.

От времени и из-за агрессивных условий работы метал проводов стареет, сопротивление обмотки увеличивается и когда омметр показывает, что сопротивление обмотки вышло за пределы максимально допустимого, то компьютер обнаруживает такой соленоид и "требует" его замены.

Блок управления РАВ4 (Control Engine RAV4)

Поэтому для каждого типа соленоидов существует таблица проверки их сопротивления (справа), как один из критериев годности соленоида.

проводка соленоидов 01M

Кроме самих соленоидов и их клемм, часто выходит из строя и запитывающая проводка-шлейф (105446).  

Встречаются проблемы и с самим ЭБУ (особенно часто - №340450  слева РАВ4 начала века)


Что будет, если вовремя не заменить выработавшие свой ресурс соленоиды?

втулки к-кт, ZF6HP26 /6R60 Соленоиды закрывают или открывают канал, блокирующий сцепление фрикционов. Не так страшно, если передачи переключаются с толчками. Это даже может быть полезным как "маркер", указывающий на необходимость делать ремонт АКПП.

Хуже, если канал недозакрыт или недооткрыт, что можно сравнить с недоотжатым сцеплением в МКПП. Такой недовключенный пакет сцепления начинает проскальзывать от недостатка давления и жечь фрикционы. Или недостаток давления приводит к работе всухую, от которой изнашивается "железо" и втулки.

Рекордсмен по замене втулок - новейшие ZF-бестселлеры 6HP26 и 6HP19 (№182030 - выше справа). А после втулок вибрации всухую настолько разбивают все валы и сочленения, что восстанавливать коробку иногда уже не имеет смысла.

Это - самое неприятное и незаметное из всех многочисленных проявлений нештатной работы соленоидов. Сравнимо с тем, как переносить тяжелую ангину на ногах - вроде как работаешь болея, но сердце можно повредить на всю жизнь.

В чем заключается "ремонт" соленоидов:

Хороший фильм по чистке и ремонту гидроблока AW 55-50 и соленоидов загружен на ю-тьюбе. Там скрыты некоторые детали, но в целом дает представление - в чем заключается ремонт чистка соленоидов. 

Самые популярные в ремонте\замене соленоиды (2013):

На первом месте с большим отрывом от всех идут соленоиды DP0 от Bosch (соленоид-клапан EPC или ТСС # 144431Aсправа.

Причиной таких рекордных замен служит не столько качество соленоидов, сколько конструктивная особенность гидроблока, который заставляет включаться-выключаться эти соленоиды в слишком напряженном ритме. И эти соленоиды за три года выполняют объем работы, в два-три раза больший, чем остальные соленоиды на плите. 

Это пожалуй одна из немногих коробок, для которых замена соленоидов EPC может дать коробке еще год-два нормальной жизни.

соленоид DP0

 2. Соленоид VFS линейного давления (EPC) самой распространенной в ремонте АКПП - ZF 5HP19177431D (слева). Причиной столь частого выхода из строя также является не их низкое качество, а во-первых конструктивно неравномерная нагрузка на него, слишком грязное и горячее масло, когда водитель долго эксплуатирует авто с изношенным долыса гидротрансформатором.

Здесь соленоид главного линейного давления вырабатывает свои 400 000 циклов в несколько раз быстрее по сравнению с остальными соленоидами, включается на каждой скорости и подлежит замене когда остальные еще достаточно "молоды".

соленоид давления 5HP19

 Далее 3-5 места делят:

- соленоид EPC Audi/VW 01N-01M. (105431)слева

Таким высоким местом в рейтинге эти очень простые и надежные соленоиды обязаны только возрасту и качеству самого автомобиля, на ремонт которого владельцы не жалеют средств даже после 300-400 ткм пробега. Замена соленоидов здесь всегда сопутствует капремонту с заменой всех расходников ремкомплекта.

Соленоид давления (EPC), Solenoid, 095/096/097/01M/01N AG4 VW/Audi

 - комплект (7шт) соленоидов 6HP26. (182420A) - уже лидер среди молодых соленоидов.

Проблема раннего износа складывается из суммы всех вышеперечисленных факторов. Сама конструкция соленоидов VFS (Variable Force) проще конструктивно, чем у дорогих линейных соленоидов, но настройка их чрезвычайно сложна. Они работают очень интенсивно при переключении скоростей смягчая переходы с участками "проскальзывания". Особенно фрикциона блокировки ГДТ. Это приводит к быстрому загрязнению масла и изменению его свойств, а конструктивно расход через клапан зависит здесь от скорости потока и компьютер постоянно корректирует работу его подстраиваясь под изменения масла. Эти соленоиды работают на пределе не имея запаса по прочности и могут уже к 100 ткм выработать свой ресурс. 

В этом семействе АКПП ZF соленоиды считаются "расходником", который можно сравнить со сменой резины. Чем быстрее сжигается резина, тем быстрее сжигается и муфта ГДТ с соленоидами. Смена соленоидов для этих автоматов часто решает основные проблемы. Но параллельно обязательна смена масла, чистка гидроблока и замена расходников в гидротрансформаторе. Без этого коробка очень быстро "заболеет" теми же болезнями.

комплект соленоидов ZF6HP26 /6R60

 - соленоид давления (EPC) АКПП 5L40E, 5L50E, 4T40. (206431A)- 209431A

Эти соленоиды стоят так высоко в списке ремонтов благодаря владельцам БМВ Х5 и по тем же конструктивным причинам, что и у конкурентной коробки ZF 5HP19.

В 5L40E однако одной только сменой соленоидов почти никогда не удается решить проблему. Обязательно перебирается коробка и меняются все поршни.

Соленоиды 5L40E
 
Копипаст контента сайта