Как работает термостат?

Термостат в нерабочем (холодном) режиме открыт полностью  (до +75º... +80° =170-180º по Фаренгейту). Непрогретое масло по нему, как по байпасу возвращается назад к АКПП, не доходя до радиатора охлаждения. Это удобно и для того, чтобы при монтаже линия заполнилась маслом без воздушных карманов.схема работы и устройство термостата

Когда температура масла приближается к +80º, термостат начинает закрывать байпас между линиями и все больший поток масла перенаправляется к радиатору. Около 100° байпас закрывается почти полностью и максимальный поток масла направляется на радиатор охлаждения. При охлаждении байпас соответственно - приоткрывается. В  рабочем (полуоткрытом) состоянии термостат поддерживает температуру ATF  на выходе +85... +95º.

У разных производителей - разные регулировки начала закрытия байпаса: у одних он начинает закрываться при +75°С, у других при +80ºС.

Работа термостата

Термостат не дает непрогретому маслу охлаждаться через дополнительный радиатор и возвращает масло к трансмиссии. Рекомендовано с дополнительным радиатором врезать в линию термостат-байпас или прогревать автомат зимой 10-15 минут перед поездкой до рабочей температуры. 

Рекомендуется врезать термостат после основного радиатора, который помогает двигателю подогревать масло трансмиссии в начале работы (схема  врезки термостата слева, нажми - увеличить).

Термостаты используют химические свойства материалов расширяться при нагревании и рассчитаны на долгий срок службы как для охлаждения масла АКПП, двигателя, так и охлаждения углеводородов типа дизтоплива.  Их конструкция также проста и отработана как конструкция градусника.  Из неисправностей, что могут случиться с ним, это обрыв стальной пружины или отложения шлака, если автомат долго эксплуатировался с горелым маслом. Схемы подключения и инструкции по монтажу могут прилагаться в упаковке.

Что будет если не использовать термостат?

градусник Если "железо" трансмиссии нагружать предельными крутящими моментами в холодном масле (ниже 60º), то возникают проскальзывания фрикционов, или ремня вариатора, или заклинивание грязных клапанов в гидроблоке и соленоидах. Холодное масло имеет бóльшую вязкость и в тех АКПП, где заложены режимы проскальзывания фрикционов - они не скользят, а истираются.

В последние годы конструкторы уже не экономят, и уже с завода на 6-ти...9-ти ступенчатых АКПП (ZF и Айсин) устанавливаются не только штатные термостаты, а даже и управляемые компьютером соленоиды-регуляторы, которые не пускают с одной стороны масло идти к радиатору-охладителю, а с другой стороны ограничивают нагрузку на непрогретую АКПП.