КАРТА САЙТА

Дополнительные радиаторы охлаждения АКПП.

 
 
 
 
Help

Дополнительный радиатор для охлаждения масла АКПП требуется для большинства возрастных автомобилей. Чем старее автомобиль, тем ниже КПД коробки из-за налета на поверхности вращающихся в масле деталей, и протечек масла через изношенные втулки и прокладки и тем интенсивнее нагрев масла. Также ухудшается эффективность штатного охладителя масла из-за забитых "сосудов". Как у пожилых людей ухудшается кровоток и они становятся более чувствительными к морозу и к жаре. (Подробнее)

В XX веке коробки не грелись выше +105° и резина уплотнений штатно служила свыше 10-15 лет. А сегодня, когда рабочая  t° масла +130°С стала почти нормой - резина и прокладки быстрее дубеют и хуже держат давление, отчего случаются проскальзывания и сгорание фрикционов

масло ATF

(Подбор дополнительного радиатора можно сделать здесь).

- При установке нового Дополнительного радиатора ATF рекомендуется заменить старое грязное масло!

В 21 веке на многие АКПП уже на заводе устанавливают штатные радиаторы АКПП в паре с термостатом-байпасом.

 ОПИСАНИЕ, РАЗМЕРЫ

 Внешний вид

Радиатор охлаждения масла АКПП трубчатый, 4-х рядный

100101 Трубчатый, Алюминий. производитель: "Hayden" или "Tranny Cooler" (рекомендация: compact cars до 2-х литров ДВС)

Габариты ячеек охлаждения [222x127x19мм],  общая длина 318 мм, диаметр трубы - 3\8'=10 мм

Узнать цену - нажми номер на желтом фоне

(радиаторы "Хайден" 100101 отличаются формой гармошки ("Волна") от радиатора "Трэнни Кулер" 100101-TC  гармошка - "Зигзаг". нажми фото справа.

В радиаторах обеих фирм с 2013 г. в каждой трубе ряда могут быть установлены "спирали турбулентности" - для увеличения теплоотдачи. см. ниже). Модель 100101A-TC - поставляется без "спиралей турбулентности" - для АКПП с насосом высокой производительности.

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП
Узнать цену - нажми номер на желтом фоне

Радиатор охлаждения масла АКПП 6-ти рядный. Высокий-Короткий. Хайден или Тренни Кулер

100102. Трубчатый, Алюминий. Со спиралью турбулентности, производитель:  "Hayden".

 - без спирали турбулентности и фланцами - "Тренни Кулер"  -100102A-TK.

(Рекомендация производителя: compact and mid-size cars до 3 литров ДВС).

габариты ячеек [222x190x19мм],  общая длина 318 мм, диаметр трубы=3\8' (10 мм)

Радиатор охлаждения масла АКПП, Хайден

Радиатор охлаждения АКПП 4-х рядный. Низкий-Длинный.

100103 Трубчатый, Алюминий. со спиралями турбулентности, пр-во: Хайден. (Рекомендация: - compact and mid-size cars до 3 литров ДВС)

габариты ячеек: 308x127x19мм, общая длина 403 мм, диаметр трубы=10мм.

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП

Радиатор охлаждения АКПП трубчатый 6-ти рядный - 100104 Хайден

100104  Трубчатый, Алюминий. пр-ль: "Hayden" или "Tranny Cooler" (Рекомендация: - compact and mid-size cars\ Medium Duty  до 3 литров ДВС), имеет 6 спиралей турбулентности внутри. Без ребра фланца.   

- габариты ячеек: 308x190x19мм, общая длина 403 мм, диаметр трубы=3\8' (10мм)

кулер 100104

Радиатор охлаждения масла АКПП 6-ти рядный - "Тренни Кулер" .

100104A-TC, Трубчатый, не имеет спиралей турбулентности внутри и имеет ребро фланца.

#1

самый популярный в заказах на авто с ДВС  до 3.0 л.

- габариты ячеек: 308x190x19мм, общая длина 403 мм, диаметр трубы=3\8' (10мм).

радиатор АКПП Тренни Кулер

Радиатор охлаждения АКПП 8-ми рядный - 100105, Hayden

- №100105 Трубчатый, Алюминий. пр-ль: "Hayden" или "Tranny Cooler" (Рекомендация:Heavy Duty\ big-size cars, Extra Heavy Duty), имеет 8 спиралей турбулентности внутри

- габариты ячеек охлаждения [308x254x19мм], общая длина 403 мм, внешний диаметр трубы=10мм.

кулер 100105

Радиатор трубчатый -100105A-TC Трубчатый радиатор "Тренни Кулер", не имеет спиралей турбулентности внутри и имеет ребро фланца.

#1

радиаторы №100105-TC "Тренни Кулер" имеют ребро фланца (фото), радиатор "Хайден" - не имеет ребра , (справа)

- габариты ячеек охлаждения [308x254x19мм], общая длина 403 мм, наружный диаметр трубы=10мм. 

 Самый популярный радиатор для АКПП Инфинити.

радиатор 100105A

 Радиаторы крашеные Пластинчатые - 100108

 Внешний вид

Радиатор охлаждения АКПП окрашенный (пластинчатый)

100108A COMPACT & MID SIZE (ГП <5т) HAYDENКомплектация

для двигателя (ДВС) до 2,0-х литров

размер: 279 x 102H x19mm), внешний диаметр трубы: 3\8' (10мм)

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП
Узнать цену - нажми номер на желтом фоне

Радиатор охлаждения АКПП окрашенный (пластинчатый)

100108BA COOLER MID & FULL SIZE  (Поставщик: Канада\ Long) , Комплектация

для двигателя (ДВС) до 3,0-х литров

размер: 279 x 197Н x19mm , диаметр трубы: 3\8' (10мм)

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП

Радиатор охлаждения АКПП окрашенный (пластинчатый)

100108C COOLER (Г\П <11т), Комплектация#1

Поставщик: "Long" (Canada) размер: 279 x 197Н x19mm, диаметр 3\8' (10мм) Самый популярный в заказах.

для двигателя (ДВС) до 4-х литров

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП

Радиатор охлаждения АКПП окрашенный (пластинчатый) 

Узнать цену - нажми номер на желтом фоне

100108D COOLER, TRUCK (Все авто), Комплектация

Поставщик: "Long" (Canada) размер: 279 x 251Н x19mm, диаметр 3\8' (10мм)

для двигателя (ДВС) до 6-ти литров. 

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП

Термостаты для дополнительного радиатора АКПП.

Низкая температура масла ATF (ниже +50º ... +60º) также вредна для работы трансмиссии и фрикционов, как и повышенная t° (выше +110º ... +130º) . Поэтому при эксплуатации автомата зимой мастера рекомендуют устанавливать в линию охлаждени термостат:

Узнать цену - нажми номер на желтом фоне

- термостат-байпас Хайден-163, США. (справа )100099H

термостат-байпас Дераль, США (слева ) - № 100099D

Термостат для доп. радиатора АКПП (Oil Thermostat)  "Хайден-163" №100099H 

Бюджетный вариант: 

#1

 - термостат-байпас (производитель: "Лонг", Канада) - №100099L. (нажми номер на оранжевом фоне, узнать цену и купить товар) самый популярный в заказах

"Как устроены?", "как работают термостаты?", "Инструкция по подключению".

 Термостат для доп. радиатора АКПП  (Oil Thermostat ) "Лонг"

Производители АКПП рекомендуют устанавливать термостат всем машинам с дополнительным радиатором АКПП, которые эксплуатируются зимой.

На большинстве современных 6-ти ступенчатых АКПП производители уже на конвейере устанавливают термостаты типа Хайден-163. На последних "заряженных" АКПП-6sp и -8speed функцию термостата выполняет уже соленоид радиатора, управляемый компьютером через датчик температуры. Все современные коробки, использующие  синтетические масла, отрегулированы настолько тонко, что требуют максимально комфортной (узкой) вилки рабочих температур (от +80º до +100º).

Инcтрукция по монтажу

? Как работает термостат и как его подключить ? (читать)

Термостат-байпас не дает маслу АКПП охлаждаться через радиатор пока масло не нагреется до предельно высокой температуры и направляет холодное масло сразу в коробку по принципу "байпаса".

Адаптер-переходник  09G для подключения радиатора вместо теплообменника

На автоматах 09G\DP0 устанавливаются кулеры-теплообменники, которые штатно служат 5-7 лет до пробегов в 150 ткм. В случае перегревов коробки и сгорания масла, они особенно быстро забиваются продуктами износа и никакая очистка не восстанавливает заводсих характеристик. А автомат уже имеет увеличенные люфты  узлов и даже после капремонта и переборки пачкает масло гораздо интенсивнее, чем раньше.

Поэтому для возрастных авто с теплообменниками мастера рекомендуют с заменой масла устанавливать внешний радиатор через адаптер, который заменяет теплообменник. Это позволяет уберечь железо и фрикционы от перегрева и дорогого капремонта  с заменой соленоидов или даже - гидроблока. 

Переходники-адаптеры для подключения радиаторов 09G - 134998.

 переходник к радиатору 09G
Узнать цену - нажми номер на желтом фоне

VAG разработал несколько типов теплообменников для своих автоматов 09G - круглые и прямоугольные.

Менять теплообменник на новый часто считают нерациональным и рискованным, больше пользуются спросом переходники под радиатор.

Прямоугольный переходник-адаптер для установки радиатора охлаждения 09G - 134998A.

 переходник к радиатору 09G

Дополнительный фильтр в магистраль маслопровода

Мастера рекомендуют одновременно с установкой радиатора для возрастных изношенных автоматов устанавливать в магистраль Дополнительный Фильтр (inline filter) № 100019. Особенно тем автоматам, у которых основной фильтр имеет металлическую сетку. Этим отличаются Инфинити, Ниссаны, Лексусы, Тойоты и много других авто.

разрез магистрального фильтра Magnefine

Магистральные фильтры бывают подороже и побюджетнее, но конструкция мембраны у них совершенно одинакова и похожа на обычный топливный фильтр, но с магнитом и клапаном перепуска на случай чрезмерного загрязнения.

Такой внешний фильтр очень просто менять (одновременно с обслуживанием двигателя) и он помогает поддерживать чистоту масла в возрастной АКПП и снизить скорость износа втулок и насоса. Установка такого фильтра - проблема возрастных коробок с металлической сеткой фильтра, чем старее гидротрансформатор, втулки, барабаны, планетарные ряды, тем быстрее загрязняется масло ATF.

Как пенсионерам рекомендовано потреблять больше растительной пищи и чаще ставить клизмы, чтобы сэкономить на врачах, так и возрастным автоматам рекомендовано держать масло чистым.

Если вы заметили, что ваша ATF (тест с белой салфеткой) уже через 10 ткм после смены масла ATF стала неприятного грязно-серого цвета, ставьте самый простой магистральный фильтр и меняйте его (с маслом и фильтром двигателя) каждые 10 ткм. Во многих дорогих автоматах уже на заводе устанавливаются штатные внешние фильтры (хондовский - справа), которые рекомендуется менять с каждой заменой масла, восстанавливая справедливость по отношению к "недолюбленным" АКПП (частыми в ремонте и редкими в обслуживании) по сравнению с "перелюбленными" двигателями (редкими в ремонте и частыми в обслуживании).

Узнать цену - нажми номер на желтом фоне

Фильтры есть подороже - Magnefine от Алломатик или Filtran (Китай) - 100019A и побюджетнее - 100019A-TW, производства Тайваньских производителей неоригинала, которые отличаются только внешним видом.

Не забывайте менять такой фильтр каждую осень или через 10-30 ткм.

Фильтр универсальный в масляный трубопровод, (10 мм трубка)фильтр картридж Хонда АКПП-5фильтр магистральный Тайваньгрязь в фильтре

Типичная комплектация дополнительного радиатора масла АКПП

Дополнительный радиатор охлаждения АКПП набор

комплектация кулера

- Производители радиаторов комплектуют радиаторы всеми фитингами, необходимыми для подключения и монтажа. На картинке (нажми) - типичный комплект всех радиаторов.

Все кулеры снабжены инструкцией по установке.

- В последнее время все производители стали устанавливать внутрь радиаторов 4-6 спиральных пластин для создания турбулентного потока масла.  Раньше масло активно перемешивалось только на U-образных участках труб, а на прямых участках проходило ламинарным потоком, что обуславливало меньшую (по сравнению с пластинчатыми) теплоотдачу.

спираль радиатора АКПП

Плюсы спиралей: Такие спирали закручивают поток масла, подобно нарезке на стволах огнестрельного оружия, чем увеличивают охлаждающую способность трубчатых радиаторов. Эта опция касается как радиаторов Трэнни Кулер, так и радиаторов Хайден.

Узнать цену - нажми номер на желтом фонеМинусы спиралей: Со спиралями радиаторы более капризны к содержанию металлической крошки в масле. Если вы не уверены в хорошем состоянии шестеренок "железа" (индикатор - ежики на магнитах масляного поддона) , то лучше вынуть спирали перед монтажом радиатора. Также они увеличивают сопротивление потоку масла и в случае максимальной производительности могут привести к обрыву шлангов.

"Тренни Кулер" выпускает модель без спирали турбулентности - 100104A для тех автоматов, у которых АКПП интенсивно греется и маслонасос работает с очень высокой производительностью, вроде 5-ст. АКПП Инфинити.

Не рекомендуется устанавливать радиаторы с такими спиралями для охлаждения АКПП с насосом высокой производительности. Так например на АКПП Инфинити  JR507 - JR710-711 маслонасосы разрывают летом в таких кулерах и шланги и хомуты. Спрашивайте в таком случае радиаторы без спирали турбулентности.

Зачем ставят дополнительный радиатор охлаждения масла?

Существует целый ряд автомашин и трансмиссий, конструктивно находящихся в зоне риска перегрева масла (см. описание своей АКПП). 

Недостаточное охлаждение масла обычно связано с тем, что штатный радиатор забивается как снаружи так и изнутри, что значительно сокращает срок эксплуатации АКПП и приводит к преждевременному выходу из строя автоматической коробки передач, особенно в тех трансмиссиях, что пришли в капремонт со сгоревшими фрикционами, гидротрансформатором, проблемами электроплаты (мехатроника), соленоидов или гидроплиты. (подробнее о перегреве гидроблока).

перегрев АКППОптимальная рабочая температура масла ATF составляет 75 - 85 градусов (для 4-х ступенчатых АКПП). При такой температуре практически любая трансмиссия может пережить сам автомобиль. Подавляющее большинство преждевременных капремонтов 4-х и 5-ти ступенчатых АКПП - из-за перегрева масла.

Прогресс привел к тому, что рабочая температура охлаждающей жидкости двигателя повысилась до 120-130º, а сами жидкости ATF стали полностью синтетическими с повышенной "температурой вспышки". Но если масло уже выдерживает повышенную температуру 130-150°, то для самой АКПП каждые 10 градусов повышения рабочей температуры сокращают жизнь многих элементов (фрикционов, электрооборудования, изоляции проводов, резины) на несколько лет.

При достижении температуры масла 140°, кроме проблемы задубевших резиновых уплотнителей, начинаются процессы обугливания фрикционов (подробнее). И даже современные "несменяемые" синтетические масла могут лишь немного отсрочить, но не отменить преждевременную смерть фрикционной накладки, нагревающейся в момент соприкасания до 300-400 градусов. Термин "горелое масло" - относится к сгоревшим фрикционам (и клею!), а не самому маслу.

Кроме того охлаждающая способность масла значительно уменьшается с увеличением его вязкости и взвеси фрикционной пыли в масле. А фрикционы часто выполняются из термостойких наполнителей, которые как асбест обладают низкой теплопроводностью, что приводит к значительной потере способности грязного масла забирать излишки тепла с поверхностей трения. 

Вот почему главным способом продления жизни возрастной АКПП считается улучшение системы охлаждения - установка дополнительного радиатора охлаждения ATF и только на втором месте - смена масла.

Симптомами проблем охлаждения АКПП являются: запах горелого масла, неработающая муфта гидротрансформатора, разбитые втулки и текущие сальники, изношенные фрикционы и барабаны, нештатная работа АКПП после нагрева антифриза двигателя до рабочей температуры.


***

Какой объем у дополнительного радиатора? Сколько придется доливать масла?

Объем подключенного дополнительного радиатора сильно зависит от длины подводящих трубок, но редко превышает 0.5 литра. Мастера при подключении доп. радиатора иногда даже не сливают масло ATF.

Обычно уровень масла снижается на несколько миллиметров по щупу. В каждом конкретном случае нужно перед врезкой радиатора проверить запас уровня масла (специфику проверки уровня ATF - смотри мануал для своей машины). Неплохая идея - установку дополнительного радиатора объединить со сменой масла ATF.

***