вариаторВариатор (CVT - бесступенчатая автоматическая коробка переключения передач) ведет свое происхождение от ступенчатых АКПП и имеет такие же узлы как и его  предшественник:

- гидротрансформатор, планетарная передача с фрикционными дисками и поршнями, масляный насос с гидравлической системой и гидроблок с соленоидами и др. элементами.

И эти узлы болеют по тем же законам, что и ступенчатые коробки.  

(Подробнее можно прочитать о болезнях гидротрансформаторов. Фрикционов и электрики.)

Но у вариаторов в отличии от ступенчатых есть свои особенности и их болезни: Ремень, Конуса с подшипниками, - Масляный Насос лепесткового типа, - Степ-мотор, изменяющий передаточное число.

  Ремень

Болезни ремней (и конусов) происходят из конструкции ремня и развиваются по такому сценарию:

1. Ремень состоит из двух комплектов стягивающих лент и нанизанных на них металлических сегментов, которые соприкасаются с поверхностью конусов и именно ими ведущий конус толкает ведомый конус. Эти сегменты имеют между собой определенный зазор, который придает ремню определенную гибкость . Пока этот зазор штатный и составляет несколько микрон:

А. Это позволяет наклоняться сегменту на строго определенный угол и соприкасаться с конусом всей поверхностью рифленого торца (см. рисунок)

Б. Позволяет изгибаться ремню, в точности повторяя контур круга конуса даже по самому малому радиусу при начале разгона и

 на высоких скоростях, когда передаточное число составляет максимум и минимум.

Штатная работа - это когда соприкасание с конусом происходит всей поверхностью сегмента и нет абсолютно никакого проскальзывания ни при входе сегментов на конус ни при выходе с него. Но ленты ремня испытывают огромные растягивающие и изгибающие нагрузки (как мы иногда ломаем провода сгибая-разгибая их несколько раз) и со временем металл лент устает и растягивается. А при растянутых лентах зазор между сегментами увеличивается хоть и на несколько микрон, но это может привести к тому, что при наклоне сегмента к конусу соприкосновение происходит не всей поверхностью сегмента, а передним ребром. И тогда срыв в скольжение начинается все раньше и раньше. И насос получает команду компьютера увеличить прижимание ремня к конусам, что в разы увеличивает растяжение ленты и начинается цепная реакция износа протектора сегментов и что значительно хуже - самой поверхности конусов.

Факторы риска, когда ремень работает на пределе: А. в момент трогания с места, когда радиус изгиба ремня минимальный, а передаточное число вариатора на минимуме (LowGear). Б. На максимальной скорости (Overdrive), когда радиус ремня на ведомом конусе минимальный, а частота вращения и момент вращения максимальные.  В. При работе на неразогретом масле, когда толстый слой густого масла на конусах способствует скольжению, но еще не "склеивает" металл сегментов с металлом конусов. Г. изношенный ремень с растянутыми лентами и наполовину съеденными протекторами сегментов. Д. работа в грязном масле, когда под ремень попадает пыль от фрикционов или что хуже - металлическая пыль.

belt_cvt_direction
 
 Подшипники

2. Нагрузка на конуса передается на подшипники, которые кроме функции скольжения еще и удерживают конуса как опоры. Износ подшипников приводит к вибрациям, выражающимся гулом вариатора и по цепной реакции приводит к ускоренному выходу этого узла из строя. Езда с вибрациями убивает кроме ремня еще и поверхности конусов.

подшипник вариатора
 Конуса Ведущий и Ведомый.

3. При износе или что хуже - местных "задирах" металла, ремень начинает вести себя непредсказуемо для компьютера срываясь в скольжение уже при нагрузках значительно ниже предельных. Компьютер сначала подает давление на конуса до предельного, а когда это не помогает, то ограничивает тягу двигателя, чтобы дать возможность доехать до сервиса АКПП.

 конуса

 

 Насос масляный

Насос для вариаторов - роторный и создает огромное (до 40 атм) давление. Конструкция насоса включает в себя лопатки из высокопрочной стали, которые ходят в пазах ротора. Но самым слабым узлом насосов джатковских вариаторов является клапан, который загрязняется, изнашивается и клинит.

насос вариатора JF015

 Степ-мотор, шаговый мотор

Для того, чтобы синхронно раздвигать и сдвигать конуса, изменяя передаточное число Джатко в конструкции предусмотрели шаговый мотор, электропривод. Этот мотор имеет ограниченный ресурс и подлежит замене после 120-150 ткм, в зависимости от перегревов масла и износа ремня. При замене изношенного ремня или подшипников, следует заменить и шаговый мотор.

Стэп мотор регулировки передаточного числа, RE0F10A/JF011E CVT

Что делать, чтобы оттянуть старение вариаторов:

1. Поддерживать чистоту и достаточный уровень масла, для чего проверять масло в каждый приход машины в сервис.

2. Прогревать вариатор перед поездкой. Особенно зимой в морозы.

3. С возрастом вариатора беречь его от перегревов (установка дополнительного радиатора)

...

6. проводить плановые капремонты с заменой изношенных расходников.

Чего нельзя делать:

1. Не перегружать вариатор агрессивным троганием с места и ездой на максимальных скоростях (выше 130 км\ч) без особой нужды.

2. Не использовать машину с вариатором как "тягач" или "грузовик". Для езды по бездорожью или глубокому снегу стоит использовать внедорожники.

3. В случае неисправности машины - избегать буксировки, а использовать эвакуатор. Буксировку допускается делать только специалистам, знакомыми с особенности данного вариатора.

4. Не эксплуатировать вариатор с неисправностями, посторонними шумами, ударами или толчками, дожидаясь, когда эти неисправности приведут к отказу и остановке.